antichnye-skulptury-kak-element-dizayna

Античные скульптуры как элемент дизайна

Античные скульптуры — один из самых древних, но никогда не выходивших из моды элементов дизайна. Своеобразное табу на них было наложено только в эпоху Средневековья, когда мифы о богах, героях и культ красивого обнаженного тела считались греховными. Знатные дома того времени были оформлены очень строго, если не сказать аскетично, и их вряд ли могли украшать атланты и кариатиды. Эпоха Возрождения вновь взглянула на античную скульптуру с восхищением и любовью.

Жанры и виды античных скульптур

Со временем интерес к древним шедеврам мировой культуры только возрастал. И чем чаще ценители искусства любовались ими в музеях, тем больше им хотелось заказать что-то подобное и для своих домов. Сегодня античная скульптура переживает настоящий бум, а мастера, занимающиеся ею, готовы предложить клиентам любые виды работ: от миниатюрной статуэтки до такой монументальной композиции, как портик из кариатид.

Ценителями востребованы все известные в скульптуре жанры. Кому-то близки портретные работы — например одиночные или групповые изображения богов и героев, а также мифологических эпизодов с их участием. Любители скульптуры, избегающие патетики, предпочитают обставлять свои дома и приусадебные участки скульптурами бытового характера: изображающими обычных людей за привычными для них занятиями. Много поклонников у анималистического жанра, особо уместного в садово-парковом дизайне. Наконец, никогда не выходили из моды такие разновидности скульптуры, как статуи и бюсты.

Античные скульптуры: основные материалы для изготовления

Гипс

При словах «античные скульптуры» многие привычно думают о гипсе. Этот материал не сильно ударяет по карману заказчика, поэтому любим и востребован. Кроме невысокой стоимости гипс имеет еще несколько преимуществ: он огнестоек, экологичен, превосходно смотрится и не так много весит, как металл или камень. С другой стороны, материал обладает невысокой прочностью по сравнению с тем же камнем и боится воды. Еще один недостаток в том, что со временем гипс может потерять свой изумительный белый оттенок. Хотя это не является проблемой: современные технологии помогают нанести на материал защитные покрытия или вообще выкрасить его в любой цвет, сымитировав камень или металл.

Бронза

Бронзовые скульптуры пользуются не такой большой популярностью, но лишь по одной причине — из-за высокой цены. Во всем остальном бронза превосходит и гипс, и камень. Во-первых, она довольно прочна, а значит, мастеру не придется дополнительно укреплять выступающие детали скульптуры. Во-вторых, бронза способна выдержать большой вес, что особенно важно при изготовлении таких элементов скульптуры, как атланты и кариатиды. Огнестойкость и экологические качества бронзы тоже не вызывают сомнений. Единственное «но» заключается в том, что со временем бронза изменяет первоначальный цвет. Это происходит потому, что от контакта с окружающей средой она покрывается патиной. Но такую особенность бронзы никак нельзя назвать недостатком, ведь патина дарит бронзовым скульптурам естественный эффект старины.

Мрамор

Если хозяин усадьбы хочет, чтобы на его участке стояла скульптура с перекрытиями и несущими элементами — например, портик из кариатид, — он тоже вряд ли обратится к гипсу. А вот натуральный мрамор его обязательно привлечет. Ведь этот материал не только эстетичен, но и очень прочен. Не менее интересное решение для садово-паркового ландшафта или дизайна интерьеров — скульптуры из гранита.

Где расположить античную скульптуру?

Заказывая скульптуру для интерьера квартиры, коттеджа или усадьбы, важно представлять себе ее возможности и место, где она будет стоять.

Расположение в интерьере

Скульптура не должна потеряться среди других элементов, но ей и не следует «давить» на них своим величием. Чтобы она не чувствовала себя в интерьере стесненно, следует соотнести ее размеры с размерами помещения и высотой потолка. Разумеется, одиночному изображению головы или торса потребуется меньше места, чем фигуре в полный рост. Варианты размещения скульптуры в пространстве практически не ограничены, если, конечно, это не атланты и кариатиды: данные скульптурные изображения используются как колонны или пилястры и призваны что-либо подпирать или якобы подпирать. В остальном скульптура может занять любое место в доме: к примеру, расположиться в нише, у окна, у стены или в центре зала или комнаты.

Использование при проектировании ландшафтного дизайна

Особого внимания заслуживает и скульптура как элемент ландшафтного дизайна. На современных приусадебных участках можно увидеть не только фонтаны со скульптурами, бюсты и статуи, но и такие редкие скульптурные группы, как портик из кариатид. При всем стремлении к оригинальности существуют правила, помогающие установить садовую скульптуру правильно. Если объект слишком большой, будет уместно не выставлять его в центре открытого пространства, а немного спрятать за растительностью. Такая «маскировка» придаст скульптуре дополнительную интригу. А вот небольшим объектам, которые не сразу бросаются в глаза, следует помочь: например, поставив их на высокий постамент. Есть и многие другие, более частные, принципы.

Таким образом, любая скульптурная форма, заказанная для дома или сада, должна служить одной цели: создавать с остальным интерьером или экстерьером единое гармоничное целое. Даже самое роскошное должно оставаться естественным, и если при взгляде на скульптуру возникает именно такой эффект, значит, цель достигнута.

Один комментарий к “Античные скульптуры как элемент дизайна”

  1. Я конечно согласен, что античные скульптуры, как элемент дизайна действительно круто. Но лично я не встречал на дачках и у друзей ни каких античных скульптур. Представляю, как моя бабка в деревне на заднем дворе поставит античную скульптуру. Что-то напоминает сюжет из фильма про графа Калиостро в России 🙂

Комментарии закрыты